Teez: как за полгода собрать команду и с нуля запустить качественно новый для Казахстана маркетплейс
Teez — новый международный e-com проект с доставкой товаров за один день по всему Казахстану. В марте 2024 года небольшая команда из 12 топ-менеджеров с внушительным бэкграундом запустили работу над маркетплейсом Teez. Предыдущие e-com проекты — KazanExpress и Uzum, сервисы с десятками миллионов клиентов в других странах.
В сентябре Teez запустился — всего за полгода. В штате уже 700+ человек, из них 200 работают на складе, 80 — в пунктах выдачи заказов.

Главное отличие Teez от других маркетплейсов Казахстана — бесплатная доставка всего заказа за один день в города присутствия по всей стране. Это возможно благодаря единому складу, уникальной системе логистики и выверенным бизнес-процессам. Мы придерживаемся принципов бережливого производства, что позволяет нам удерживать низкие комиссии и быть более эффективными.
Как мы набирали команду
В самом начале мы разделили подбор на пять направлений:
- Массовый. Это сотрудники склада и курьеры
- Региональный — администраторы пунктов выдачи по всему Казахстану
- IT направление
- Фотостудия
- Офис
Кандидаты, которые о нас знали по предыдущим проектам, откликались и охотно приходили на собеседование. С теми же, кто не знал о нас ничего, было сложнее: люди откликались, потому что им было интересно, но на этапе приглашения на собеседование сразу терялись, потому что мы малоизвестный стартап. У соискателей было очень много вопросов к нам. Чтобы повысить доверие к компании, решили рассказывать про опыт Uzum и KazanExpress. Важно было увеличивать осведомленность. Мы определили миссию компании, разместили информацию о нас на HeadHunter — рассказали, кто мы и как работаем, каковы наши принципы, чем отличаемся от других маркетплейсов, в чем преимущества сервиса Teez. Показывали, что есть запрос покупателей на быструю доставку и высокий уровень сервиса, объясняли, как работает наша модель и почему мы точно «выстрелим».
Чем мы привлекательны для соискателей
Откликаясь на вакансии в Teez, люди оценивали наш предыдущий опыт. Видели, что в Узбекистане Uzum — миллиардная компания, KazanExpress доставлял в десятки регионов. Бизнес-модель работает! Мы подсвечивали для соискателей возможность сейчас, на этапе становления, запрыгнуть вот в такой крутой глобальный проект — маркетплейс, который станет крупнейшим игроком на рынке Казахстана. Компания будет стремительно расти, и именно сейчас можно рассчитывать на серьезный карьерный рост. Этот фактор и определяет вовлеченность соискателей.

«Я рассказывал про свой карьерный рост: в KazanExpress начинал с линейной позиции, а сейчас — HR директор Teez. Моя коллега работала рекрутером и доросла до руководителя подбора».

Как набрать нужное количество сотрудников и не разориться
Количество сотрудников напрямую зависит от потребностей бизнеса. Мы стартап с динамично меняющимися запросами, у нас нет лишних ресурсов, мы не набираем людей «впрок» — это затратно и не эффективно. Чтобы подбор отвечал текущим задачам, мы регулярно сверяем планы с руководителями подразделений. Для этого HR департамент участвует в еженедельных встречах с руководителями: обсуждаем планы, прогнозы, результаты.

«Мы исходим из потребностей бизнеса. Для планирования подбора я использовал в том числе опыт работы на прошлом месте — учитывал, что работало там, а что только мешало. Наша цель — выстроить процессы максимально продуктивно».
Набрали разработку за два месяца, но нам все еще нужны люди
Команда разработки — горящие позиции, которые сложнее всего закрываются. В самом начале в IT набрали 30 человек за 2 месяца, причем силами трех сотрудников HR-департамента. Свою команду набирали по принципу «чтобы выжить» (изначально справлялись втроем, сейчас в команде HR уже 21 человек).
В IT уже 72 человека: разработчики, продакт-менеджеры, тимлиды, аналитики, тестировщики. Перед командой встают новые, очень серьезные задачи. В планах разрабатывать сверхфичи: аналитику, работу с поисковой строкой, появилась потребность в эквайринге, разработке способов оплаты и так далее. И теперь нам нужно еще больше очень сильных спецов с крутым бэкграундом, уровня senior+. Их найти намного сложнее.
С появлением новых потребностей бизнеса, с выявлением багов меняется и план по количеству разработчиков — он растет практически каждый квартал.

27 курьеров за три дня — реально, но больше так не делаем
Один из вызовов, с которым справились на этапе запуска маркетплейса — набрать сотрудников в курьерскую службу. За три дня. В субботу нам позвонили и сказали, что во вторник запускается курьерская служба, нужны 27 курьеров. Мы обзвонили всех, кого смогли, и успели набрать, но, к сожалению, не совсем качественно, поэтому позже почти половину курьеров поменяли. Их работа напрямую влияет на качество нашего сервиса и должна отвечать высоким стандартам, принятым в компании.
Сотрудников склада и администраторов пунктов выдачи набираем, руководствуясь планом поставок товаров на склад и планом по открытию пунктов выдачи. В каждый ПВЗ нужно два администратора. Со дня заключения договора аренды помещения до открытия пункта выдачи проходит примерно полтора месяца. Людей в эти ПВЗ начинаем искать где-то за две недели: размещаем вакансии, проводим собеседования.
Единственный план по набору сотрудников, который мы пересмотрели в меньшую сторону, — это фотостудия. С работой сейчас справляется команда из 21 ретушера и 24 фотографов — вместо 40 человек на каждую позицию по плану. Такое решение основано на принципах эффективности: у нас нет людей, которых мы набрали «на всякий случай».
Сколько Teez платит и что еще делает для своих сотрудников
По данным кадрового агентства «Антал», вне зависимости от пола и возраста, люди отмечают, что самый важный критерий при выборе места работы — зарплата. На втором месте карьерный рост, на третьем — перспективы.
Мы открываем вакансии в рынке. Мониторим этот показатель каждый месяц. Провели аналитику по всем уволенным за год — с самого начала работы проекта, и у нас нет ни одного человека, который уволился бы из-за того, что не устраивает зарплата. Есть сотрудники с зарплатой и выше рынка, если обязанностей больше, чем предполагает вакансия. Teez — новая компания, поэтому есть возможности для быстрого карьерного роста. Мы улучшаем условия труда, действуем исходя из принципов заботы о людях. Для сотрудников склада — бесплатное горячее питание, форма — для курьеров. На складе появились кофемашины, телевизоры в зоне отдыха. В кабинетах — живые растения. Ждем вендинги: их поставят на каждом складе и в офисе в Алматы. В следующем году появится ДМС.
Как мы справляемся с текучкой и почему от нас не уходят
Текучка в Teez на уровне 7%. Для стартапа это хороший показатель. Но мы стремимся к 5%. Это станет возможным, когда вырастем до масштаба крупной национальной компании.
Чтобы удерживать показатель на нужному уровне, ввели аутбординг — exit-интервью. Спрашиваем, почему сотрудник решил уволиться, что не понравилось. Предлагаем альтернативы — например, перевод в другой отдел, на другую должность. И это работает!


«Сотрудник хотел уволиться, мы провели с ним exit-интервью, предложили альтернативу, и он остался. Оказалось, что он даже не думал, что есть и другие вакансии, что можно перевестись, был уверен, что ему дали работу, и другой нет. Сотрудники переходили из отдела комплектации заказов в саппорт — общаться с клиентами, которые делают возвраты, другие из саппорта переводились в аналитики. Есть и другие кейсы».
Кроме exit-интервью, планируем собирать обратную связь с помощью бота: сотрудник сможет напрямую написать сооснователям компании, Линару Хуснуллину и Никите Еремину. В боте появится такая кнопка.
Есть анонимный опросник, который тоже дает исчерпывающую информацию о том, что можно улучшить в работе компании, что нравится сотрудникам, а что нет, что они хотели бы предложить.
Как мы обучаем сотрудников и растим кадры внутри компании
Мы заложили в бюджет деньги на онлайн- и офлайн-обучение. Чтобы сотрудник мог пройти обучение, его руководитель обращается с запросом на курс, мы находим несколько вариантов и предлагаем их, руководитель выбирает самый подходящий и отправляет сотрудника учиться. Например, недавно обучали пять менеджеров, как работать с возражениями. Теперь справляться с задачами они могут легче и профессиональнее.
Запустили карьерный апгрейд среди администраторов пунктов выдачи. Территориальным управляющим в городах нужны помощники, которые будут обучать новичков. Опытные администраторы могут попробовать себя в роли наставника и таким образом вырасти в должности — стать помощником управляющего, а в будущем претендовать на должность управляющего.
Планы на 2025 год
В следующем году по плану на складе будет работать 2 000 человек, 600–700 офисных сотрудников, 200–300 администраторов. До конца 2025 года в Teez будет работать 3–3,5 тысячи человек.
В команду мы ищем профессионалов, готовых строить мощную, яркую компанию — вместе с сильными, смелыми и креативными спецами.