6 советов по общению с заказчиками для рекрутера на фрилансе
Как бы ожидаемо это ни звучало, заказчик подбора (руководитель или эйчар компании) и вы — команда с единой целью. Каждый заинтересован в том, чтобы нужный сотрудник нашёлся как можно скорее. И успех этого мероприятия во многом зависит от того, насколько вам удастся установить и поддерживать между собой партнёрские отношения, а также видеть и соблюдать границы друг друга. Разумеется, для этого необходимо встречное «движение».
Чтобы вы точно знали, что в этом деле зависит от вас и на что именно вы можете повлиять, собрали шесть основных правил работы и коммуникаций на примере HRspace — онлайн-сервиса по подбору персонала, где частные рекрутеры помогают самым разным заказчикам найти своего кандидата. Площадка существует уже 7 лет, объединяет специалистов на фрилансе и владельцев собственных агентств и за это время получила более 9500 заявок от компаний из многих отраслей на российском рынке.
Помогите чистому мэтчингу между вами и заказчиком и заполните свой профиль на сайте сервиса так, чтобы он говорил о ваших навыках всё самое важное и подсказывал тому, кто выбирает, подбор персонала в какой отрасли и на каких условиях с вами можно смело разделить:
- укажите основные сферы, в которых имеете опыт найма;
- упомяните о методах и принципах своей работы;
- покажите то, что выгодно выделяет вас на фоне коллег;
- не приписывайте себе вымышленных заслуг и умений — это легко вскроется в работе с заказчиком;
- не пересказывайте всю свою профессиональную биографию, но и не упустите ключевых моментов — заказчик всегда может задать дополнительные вопросы, просто будьте готовы ответить.
К каждому своему отклику на заявку всегда прикладывайте сопроводительное письмо. Откажитесь от шаблона и составляйте персонализированное послание для каждого заказчика, изучив его потребности и ожидания. Расскажите, чем конкретно вы можете помочь, какую тактику подбора хотите предложить, приведите в пример похожие, уже успешно решенные вами задачи. Пусть он понимает, что вы вникаете в каждый частный случай и умеете учитывать пожелания самых разных клиентов.
А ещё лучше — подготовьте репрезентативную подборку из 3−5 (но не больше!) ваших кейсов, которыми вы гордитесь, и отправьте её вместе с откликом — наверняка до начала сотрудничества заказчику будет любопытно и полезно побольше узнать о ваших компетенциях и о том, с какими запросами вы уже имели дело.
Не всегда работодатель или эйчар максимально детально заполняют заявку на подбор, да и самая полно и подробно представленная — она всё равно может не отражать абсолютно всех критериев, предъявляемых к процессу поиска и самому будущему сотруднику. Это лишь памятка для старта вашей работы, а дальше стоит включаться и погружаться в тему с помощью дополнительных вопросов. Чем больше вы выясните о специфике компании и её кадровых предпочтениях, тем прицельнее будет ваш «выстрел» в сторону кандидатов.
Узнайте:
— предысторию вакансии.
Как давно она открыта, пытались ли её закрыть самостоятельно, почему не получилось, какие кандидаты уже откликались и почему не подошли. Это поможет провести первичный отсев соискателей и работать с максимально релевантными из них.
— контекст поиска.
Насколько срочно необходимо найти человека в штат, занимается ли подбором в компании ещё кто-то и как сделать так, чтобы вы не дублировали действия друг друга, а дополняли. И уж тем более не соперничали, ведь вы единомышленники.
— особые пожелания заказчика.
Возможно задача кажется вам рядовой, вы таких закрыли уже десятки. Но у компании могут быть свои нюансы в подборе даже на самые «простые» вакансии вроде офис-менеджера или администратора. Обязательно уточните о них и учитывайте в поиске.
Важно: если заметите дискриминирующие условия в заявке или портрете кандидата, обратите внимание заказчика на это и предложите отказаться от сомнительных формулировок и стандартов. Объясните, почему важно позиционировать себя иначе, как это нарушает права соискателей, а также как бренд работодателя влияет на приток кандидатов. Точно так же можно посоветовать откорректировать зарплатное предложение, если видите, что оно откровенно не на уровне рынка.
Это договор о качестве услуг. И пусть он формальный, но позволит вам чётко понимать, какой именно результат подбора будет считаться хорошим и что для этого нужно делать. В этом контексте вы также можете проговорить всё, что касается коммуникаций: на каких этапах потребуется согласование и участие заказчика, как часто и в каком формате вы будете обсуждать текущий поиск, кто кому будет писать или звонить и прочее.
Если заказчик вдруг «выпал из эфира» и не отвечает на сообщения или забывает назначить интервью, направить кандидату тестовое задание или же вернуться по нему с ответом, не стесняйтесь мягко, но настойчиво напомнить об этом. Само собой и сами не забывайте про своевременную обратную связь. Помните, что работаете не автономно, а в связке.
Если после собеседования или тестового заказчик говорит: «Не то, ищем дальше!», расспросите, что именно смутило в общении и стало причиной отказа, а также какие ошибки совершил кандидат в пробной работе. Оставаясь в диалоге и проговаривая такие моменты по «горячим следам», вы сможете лучше считывать портрет будущего сотрудника, а значит, филигранно точно подбирать следующих претендентов.
Даже если возникают неоднозначные ситуации в работе с заказчиком — кажется, что он вам недостаточно доверяет, слишком сильно контролируя ваши действия или, наоборот, считает, что вы должны сделать невозможное за обозначенный гонорар без его участия в принципе, — обсудите дискомфортную для вас обстановку. Защищать себя и свою позицию необходимо, но только уважительно, спокойно и аргументированно.
Объясните, что вы точно так же заинтересованы в благополучном финале поисков и делаете всё, что можете, чтобы это случилось, поэтому важно найти общий язык и понять, чем вы можете быть полезны друг другу. Донесите мысль, что в каких-то моментах вам не обойтись без его активного участия, а где-то он может смело довериться вам, ослабив внимание. Словом, уважительное отношение, умение слышать друг друга и договариваться — по-прежнему лучший фундамент для любых взаимоотношений!
Если до этого момента вас пугала как раз неизвестность перед каждым новым кейсом на фрилансе, теперь вы знаете, как быть готовым к любой ситуации, оставаться в ней дипломатом и при этом эффективно закрывать самые разные вакансии. Всё в ваших руках!
↩ К другим статьям для рекрутеров